Парламентские слушания по вопросам развития высшего образования в России.

Парламентские слушания по вопросам развития высшего образования в России.

Елена Митина  приняла участие в Парламентских слушаниях «О состоянии и перспективах развития высшего образования в Российской Федерации», проводимых Комитетом Государственной Думы по образованию.

Открывая слушания, председатель Комитета Государственной Думы по образованию Вячеслав Никонов отметил основные проблемные моменты в сфере образования. Экономика знаний, информационное, постиндустриальное общество – это будущее, которое принадлежит образованным государствам, способным поддерживать интеллектуальный потенциал на высоком уровне. По количественным показателям можно быть довольными нашей образовательной системой. Но за этими цифрами стоят не самые качественные вузы и образовательные программы, реально не отражающие интеллектуального лидерства.

В сфере образования существует большое количество проблемных зон, сказал Вячеслав Никонов. Это вопросы приема студентов, прав студентов, условия для проведения занятий, проживания, платы за обучение, доступность получения высшего образования в малых городах и сельской местности, доступного образования для инвалидов, это проблема качества образования, стандартов и содержания образования, воспитательного компонента, структуры специальностей. Важнейшими остаются  аспекты финансирования образования, заработной платы профессорско-преподавательского состава и научных сотрудников, критериев оценки эффективности работы вузов, которые до сих пор вызывают споры, структура наших учреждений высшего образования, их слияние, особенно это касается разнопрофильных вузов. Вызывает вопросы подготовка кадров высшей квалификации: аспирантура, докторантура, диссертационные советы вузов, специалитеты для инженерных специальностей, прикладной бакалавриат. Цепочка педагогического образования – педагогические вузы, негосударственный вузы, ведомственные вузы, проблемы псевдообразования, трудоустройства выпускников, международные связи, вузовская и академическая наука, - зачастую просто вызывает недоумение.

В дискуссии приняли участие депутаты Госдумы и члены Совета Федерации, руководители регионов, представители Министерства образования, Рособрнадзора и других федеральных и региональных органов государственной власти и управления, ректоры вузов, эксперты, журналисты, представители общественных организаций.

 Обсуждение темы завершилось принятием Рекомендаций участников Парламентских слушаний, в которых, в частности, Правительству Российской Федерации предложено принять стратегию развития высшего образования на долгосрочный период. Министерство образования Российской Федерации должно разработать Концепцию территориального развития сети организаций высшего образования, основанной на стратегии развития отраслей народного хозяйства. А органам власти субъектов Российской Федерации рекомендовано создать механизм мониторинга и реализации целевого приема и целевого обучения на своих территориях.